ГЛАВА 4. ОТ ПЕРВОГО ИЗГНАНИЯ СВ. АФАНАСИЯ
ДО ЕГО ВТОРОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ (335 – 346 ГГ.)

4.1. Первое изгнание (335 – 337 гг.)

    Итак, св. Афанасий отправился в отдаленную Галлию, а Арий по грамоте Иерусалимского собора возвращается в Александрию.

    В Александрии Ария не приняли. Его появление здесь произвело одни смуты и волнения[141]. Здесь хорошо понимали цель всех предшествующих насильственных действий, свидетелями которых была большая часть египетских епископов. Здесь видели, как депутаты Тирского собора производили исследование по делу Исхира, и хорошо понимали, какие оскорбления нанесены были ими православным в самой Александрии. Хотя пастыря с ними и не было, но любовь к нему хранила чистоту их веры. «Изгнание Афанасия, – пишут египетские епископы, – было нашим изгнанием; с ним мы почитали себя самих изгнанными»[142].

    Незадолго до удаления св. Афанасия из Александрии, по приглашению епископов, приходил сюда из своей пустыни преподобный Антоний, чтобы рассеять клевету, распространяемую арианами, будто он их единомышленник. Явившись среди многолюдного города, восьмидесятилетний пустынножитель, перед которым благоговели не только христиане, но и язычники, дал торжественное исповедание своей веры, называя арианскую ересь предтечей антихриста[143]. «Сын Божий, – говорил Антоний, – не есть тварь и не из сущих, но присущное Слово и Мудрость Существа Отчего. Не имейте общения с нечестивыми арианами. Если соблюдаете благочестие, то вы – христиане, а те, именующие Сына Божия и Слово, сущее от Отца, тварью, ни чем не отличаются от язычников, потому что служат твари паче создавшего Бога»[144]. И когда Антоний намерен был возвратиться в свою пустыню, оставив сильное впечатление в жителях Александрии своим словом, чудесами и даже видом своим, сам св. Афанасий торжественно провожал его из города[145].

    Отвергнутый Александрийской Церковью, Арий возвратился в Константинополь. Друзья его решались здесь торжественно ввести его в церковь и с ним совершить священнодействие. Св. Александр, епископ Константинопольский, сколько ни противился тому, не мог противостоять им и обратился с молитвой к Богу. Накануне того дня, когда по намерению ариан должно было совершиться это новое поругание Православия, падши ниц пред Господом во святилище, он просил – лучше взять его от среды живых, нежели оставить видеть поношение достояния Божия[146]. И молитва ревнителя чистой веры была услышана. Ария внезапно постигла позорная смерть, уже на пути к храму[147]. Это событие, явно открывшее суд Божий над нечестивыми, имело влияние на многих, прежде расположенных к нему.

    Константин, послав св. Афанасия в Галлию, назначил ему местопребыванием Трир, где и сам живал, когда был властелином только западной половины империи и где жил теперь старший сын его Константин, вместе со званием кесаря незадолго до того получивший в управление Галлию, Испанию и Британию.

    Святой Афанасий принят был епископом Трирским с любовью и уважением, и сам сохранял к нему взаимную привязанность. Могло утешать его и благочестие жителей города, которые собирались для богослужения даже в недостроенные храмы[148]. Сам Константин Младший, питая глубокое уважение к добродетелям святителя, старался облегчить скорбь изгнания, доставляя ему все нужное в изобилии, хотя видел, что великая душа св. Афанасия мало заботилась о внешних удобствах. Непоколебимая твердость в православии епископов Трирских – Максимилиана и преемника его Павлина, скончавшегося в изгнании, - и возникновение ранее в Трире жизни иноческой, конечно, немало обязаны влиянию св. Афанасия. Его книга о жизни преп. Антония, как пишет блаженный Августин, воспламеняла здесь ревнителей благочестия к подражанию подвигам египетского пустынножителя[149].

    Во время пребывания своего на Западе Афанасий Великий познакомился и с другим сыном св. Константина, Констансом, управлявшим Италией, и также приобрел расположение к себе этого государя, проявлявшего усердие в христианской вере и обогащавшего церкви щедрыми приношениями[150]. По его требованию св. Афанасий, после своего возвращения, прислал ему несколько списков Священного Писания[151], которые, по уважению к трудам александрийских ученых в изъяснении и в очищении его текста, могли иметь особенную важность.

4.2. Возвращение в Александрию и Антиохийский собор

    Два года и четыре месяца провел св. Афанасий в Трире[152], то есть до кончины св. Константина (22 мая 337 года). На другой год после его смерти три его сына: Константин и Констанс, управлявшие западной половиной империи, и Констанций – восточной, съехавшись в Виминации (мизийском городе) и разделив между собой области империи, положили, согласно с последней волей отца своего, возвратить всех заточенных епископов в свои епархии. Таким образом, св. Афанасий с посланием кесаря Константина к православным жителям Александрии[153] был отпущен из Трира на свой престол. В Виминации он в первый раз увиделся со своим государем, Констанцием, который получил в который получил в свою власть Фракию, все азиатские империи и Египет.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter