ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ СВ. АФАНАСИЯ
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО РУКОПОЛОЖЕНИЯ (293 – 325 ГГ.)

1.1.Жизнеописание

    Сведения о первых годах жизни св. Афанасия очень скудны. Будущий святитель родился в Александрии в 293 году в христианской семье. Его детство совпало с периодом ужасного гонения на христиан при Диоклетиане в 303 году. Во время гонения он был в таких годах, что у него не осталось личных воспоминаний. В одном из своих сочинений св. Афанасий упоминает, что слышал от людей своего времени, как некоторые язычники скорее готовы были подвергнуться лишению имущества и терпеть тюремные заключения, чем выдать христиан мучителям[4].

    Александрия представляла много средств св. Афанасию для образования ума. Он получил научное образование, нужды века и обыкновенный порядок тогдашнего учения заставили его знакомиться с произведениями языческих мудрецов и поэтов Греции[5]. Его раннее сочинение «Слово на язычников» показывает его знакомство с Гомером и Платоном. На все это, по свидетельству св. Григория Богослова, он употребил «не много времени»[6]. Богословское образование св. Афанасий получил от «свидетелей Божества Христова»[7] – исповедников, потерпевших от языческого гонения. Особенно он изучил все книги Ветхого и Нового Завета, как другой не изучил и одной[8]. Тщательное воспитание в православной вере будущий пастырь получил от наставников Огласительного училища в Александрии[9].

    Сама жизнь в Александрии была воспитанием. Здесь он, вероятнее всего, соприкасался со всеми формами торговой и культурной жизни, с писателями из разных стран и с приверженцами различных форм языческой и еретической веры[10]. Ему, наверное, приходилось быть свидетелем влияния иудейства и поведения христиан, совращающихся к различным формам ереси.

    Одним из таких событий, которое в будущем повлияет на жизнь св. Афанасия, был Мелетиев раскол в 301 году. Он произошел вследствие вопроса о падших, который осложнился спором о правах Александрийского епископа. Мелетий был епископ Ликопольский, занимавший кафедру, которая в Египте по своему достоинству считалась второю после кафедры Александрийской, занимавшейся епископом Петром с 300 по 311 годы. Во время гонения при Диоклетиане Петр удалился из своей епархии и Мелетий без всякого полномочия присвоил себе право рукополагать священников в другие епархии и отправлять обязанности первосвятителя. Позже он был низложен св. Петром[11] и одним собором египетских епископов. Вместо того чтобы подчиниться этому приговору, Мелетий сразу же стал во главе раскола, который был осужден в 325 году на Вселенском Соборе в Никее. Впоследствии мелетиане соединились с арианами[12] и доставили много зла Церкви, в особенности будущему святителю Афанасию.

    Другое событие, происшедшее в это время, было прибытие Ария в Александрию. Сначала он поддерживал Мелетия, а затем перешел на сторону св. Петра, которым он был рукоположен в диакона, но впоследствии подвергся подозрениям. Будучи мальчиком, св. Афанасий, вероятно, часто видел его и, быть может, даже слышал его беседы, мало сознавая, какую выдающуюся роль им придется играть в будущие годы.

    В 311 году архиепископ Петр удостоился мученического венца. Если св. Афанасий не был личным свидетелем славной кончины этих верных христиан, то его детская душа не могла не получить сильного впечатления от рассказа о их мужестве[13].

    Умственное образование св. Афанасия довершено было в обществе подвижников, которых он любил и с которыми отыскивал случаи знакомиться. Известно, что он многократно[14] видел преподобного Антония Великого, а самого Афанасия за строгую жизнь считали в числе подвижников.

    В 312 году, после непродолжительного епископствования Ахилла, на александрийскую кафедру был избран Александр. Вскоре после его избрания случилось одно интересное событие, передаваемое Сократом: «Руфин рассказывает, что будучи еще ребенком, Афанасий со своими сверстниками уже играл в священную игру: это было подражание священству и сословию посвященных. В сей игре Афанасий получал престол епископа, а их прочих детей каждый представлял либо пресвитера, либо диакона. Такую игру дети повторяли всякий раз в тот день, когда совершаема была память мученикам и епископа Петра. В это время александрийский епископ Александр, проходя мимо, увидел игру детей и, призвав к себе их, спрашивал у каждого, которое лицо кто из них представлял в игре, и по игре старался предузнать что-нибудь касательно их особенностей. Он приказал также водить этих детей в церковь и учить их, особенно же Афанасия»[15]. Таким образом, св. Афанасий еще с ранних лет сделался известным епископу Александрийскому Александру. Известно, что Афанасий, будучи еще немного более чем мальчиком, занял место в качестве любимого члена в доме св. Александра, жил с ним «как сын с отцом»[16].

    Таким образом, он провел несколько плодотворных лет в центре церковной деятельности, под кровлею первосвятителя, авторитет которого признавался более чем ста епископов Египта, Ливии и Пентаполя. Афанасий стал домашним секретарем в письменных сношениях по церковным делам[17]. В 319 году он был рукоположен в сан диакона[18].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter