Собсудить на форумескачать греческий шрифтвятитель Афанасий принадлежит к числу великих отцов Церкви. Уже при жизни его называли великим учителем Святой Церкви, отцом Православия, непобедимым защитником веры. Св. Василий Великий писал ему: «Если бы ты знал, какая польза от твоих писем, то никак не преминул бы ни одного представившегося случая писать к нам»[1]. Подобный же отзыв о творениях святителя Афанасия дает и преподобный Косьма: «Если встретится тебе слово святого Афанасия и не будешь иметь при себе бумаги, возьми и запиши его на своей одежде»[2].

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ СВ. АФАНАСИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО РУКОПОЛОЖЕНИЯ (293-325ГГ.)
    1.1. Жизнеописание
    1.2. Творения
    1.3. Появление арианства
ГЛАВА 2. ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР (325 Г.)
ГЛАВА 3. ОТ ИЗБРАНИЯ ВО ЕПИСКОПА ДО ПЕРВОГО ИЗГНАНИЯ (326-335 ГГ.)
    3.1. Жизнеописание
    3.2. Творения
ГЛАВА 4. ОТ ПЕРВОГО ИЗГНАНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ДО ЕГО ВТОРОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ (335-246 ГГ.)
    4.1. Первое изгнание (335-337 гг.)
    4.2. Возвращение в Александрию и Антиохийский собор
    4.3. Второе изгнание (340-346 гг.)
        4.3.1. Римский собор
        4.3.2. Сардийский и Филиппольский соборы
    4.4. Творения
ГЛАВА 5. ОТ ВТОРОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ В АЛЕКСАНДРИЮ ДО КОНЦА ТРЕТЬЕГО ИЗГНАНИЯ (346-362 ГГ.)
    5.1. Св. Афанасий в Александрии. Арлеанский и Миланский соборы
    5.2. Третье изгнание (356-361 гг.)
    5.3. Творения
ГЛАВА 6. ОТ ЧЕТВЕРТОГО ИЗГНАНИЯ ДО КОНЦА ПЯТОГО ИЗГНАНИЯ (362-365 ГГ.)
    6.1. Александрийский собор
    6.2. Четвертое изгнание (362-364 гг.)
    6.3. Пятое изгнание (365 г.)
    6.4. Творения
ГЛАВА 7. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ СВ. АФАНАСИЯ (365-373 ГГ.)
    7.1. Жизнеописание
    7.2. Творения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    ПРИЛОЖЕНИЕ 3
    ПРИЛОЖЕНИЕ 4
    ПРИЛОЖЕНИЕ 5
    ПРИЛОЖЕНИЕ 6
    ПРИЛОЖЕНИЕ 7
    ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ВВЕДЕНИЕ

“Приступите со мною к
Православию Афанасия”
(Григорий Богослов)

    В историю христианского богословия св. Афанасий Великий вошел прежде всего как ревностный поборник Никейского символа и неутомимый борец с арианством. Со времени избрания на Александрийскую кафедру святитель Афанасий стоял во главе защитников Никейского определения. «Он был не только вождем, но и показателем их положения в Церкви. Все козни, направлявшиеся против Никейского символа, начинались обыкновенно с Афанасия; изгнание служило ясным симптомом усиливающейся реакции; торжество его являлось торжеством Никейского Собора и его вероопределения. Можно сказать, что Афанасий на своих плечах вынес Никейский символ из бури сомнений, вызванных им на Востоке»[3].

    В конспектах по патрологии главное внимание исследователя привлекает догматическое содержание произведений того или иного писателя. На жизнеописании обычно останавливаются мало. Поэтому цель данной работы более подробно описать жизнь св. Афанасия, разделив по периодам и показать, какие труды были написаны в тот или иной период, так как литературная деятельность может быть понятною только на фоне жизнеописания. Творения св. Афанасия, как и творения других отцов Церкви, неразрывно связаны с нитью его жизни. Без знания жизни многое в них осталось бы непонятным.

    В данной работе могут быть некоторые расхождения в хронологии и повествовании о жизни. Главная причина в том, что свидетельства современников не во всем согласны, а иногда не внушают достаточного доверия, хронологические данные или сбивчивы, или просто неизвестны.

    В качестве источников использовались труды историков того времени – Сократ Схоластик, Евсевий Памфил, Аммиан Марцеллин, а также труды известных исследователей, таких как профессор Спасский А.А., Карташев А.В., профессор И. Попов, профессор В.В. Болотов, профессор М.Э. Поснов и др. Переписка самого Афанасия с выдающимися деятелями того века, равно как и его собственные исторические произведения о событиях дополняют то, чего не хватает у других его современников.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter