1.3 Проблема цивилизационной идентичности России. 

« Не определившись со своей идентичностью,
люди не могут использовать политику
для преследования собственных интересов.»
[22]
С. Хантингтон

    Многие исследователи сегодня говорят о том, что в процессе глобализации народы могут утратить свою национальную идентичность, а человек как личность раствориться в новом мировом сообществе.

    Известно, что исторически сложившиеся культуры национальных и социальных общностей являются главным источником, в котором личность находит для себя жизненные смыслы. Из них, в свою очередь, образуется основа ее самосознания, выстраивается иерархия ее ценностей и норм, а так же духовное содержание ее бытия. Человеку, утратившему свои культурные корни, грозит психологическая дезориентация, утрата внутренних правил, регулирующих и упорядочивающих его стремления и цели.[23]

    Как известно, личностная идентичность формируется и утверждается на основе идентичности социальной: лишь осознав свое «мы», свою общность с той или иной группой, человек может выделить себя из этой общности в качестве автономного «я», индивид становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми. Руководитель Центра сравнительных социально-экономических и социально-политических исследований ИМЭНО РАН Дилигенский выделяет ряд последствий глобализации, которые создают угрозу человеческой идентичности.

    Во-первых, глобализация приводит к тому, что общественные отношения людей выходят за рамки национально–государственных и приобретают транснациональный характер. Это подтачивает идентификацию человека с государством, нацией, страной.[24]

    Распад национально–государственной идентичности ослабляет и разрушает связи людей с общественными институтами, а так же основанную на них сферу публичной жизни. Это приводит к кризису общественных институтов и публичной сферы. Как отметил З.Бауман, «в результате этого возрастает неопределенность, амбивалентность социальной идентичности людей».[25]

    Во-вторых, идентичность разрушают связанные с глобализацией процессы, происходящие в сфере культуры. Ведь идентичность человека с определенной общностью реализуется, прежде всего, через интериоризацию им представлений, норм, ценностей, образцов поведения, образующих ее культуру.[26]

    Учитывая все вышесказанное можно прийти к выводу, что в процессе глобализации многие страны, в том числе и Россия, могут потерять свое уникальное национальное своеобразие. Сейчас эта проблема поставлена на повестке дня всех народов, и те, кто не сможет ее решить, просто не имеют будущего. Как пишет В. Гальченко, - «Они потеряются в мире вестернизации из народа превратятся в безликую массу».[27] Сегодня нам необходимо приложить все усилия для решения этой проблемы. Но перед этим нужно сначала определиться, в чем же состоит наша национальная самобытность и что нужно укреплять.

    Печально осознавать то, что на Западе о нашем своеобразии говорят больше, чем в России. Для Запада вопрос цивилизационной идентичности нашей страны давно решен и является, даже, своего рода аксиомой. Ярким подтверждением тому является бестселлер С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», в котором Россия рассматривается как «стержневая страна православной цивилизации» страна, в которой Православная Церковь является единственной неразорванной связью с российской 1000-летней историей.[28] Нам необходимо признать, что именно в Православии лежит основа нашей национальной самобытности. В XIX веке Ф.М.Достоевский дал определение, что в России понятия русский и православный идентичны, отказавшийся от православия перестает быть русским.[29] Если мы не будем возрождать и укреплять свои многовековые традиции, то это приведет к обезличиванию нации.

    В последнее десятилетие в России ощущается заметное влияние Западной культуры, западного «просвещения». Но прежде чем ориентироваться на Запад нужно четко понять, что у нас с ним разные культурно-исторические корни и духовные природы.

    Известно, что краеугольным камнем западного сознания является индивидуализм, имеющий глубокие культурно-исторические корни. Западная цивилизация пережила Ренессанс, Реформацию, Просвещение, сделавшие человека мерилом всех вещей. Именно человек, его разум, его рациональность считаются здесь огромной ценностью. Лишь то, что создано человеком, имеет значение. Для западного общества всегда было важно понятие материального прогресса. Им правит принцип личной ответственности за растущее благосостояние общества. И материальный прогресс поощряется обществом, уважается им. Эта идея была воспринята протестантизмом, который стал ведущей религией западной цивилизации. Человек в этой культуре живет, чтобы работать, и, увеличивая личное благосостояние, он создает благосостояние общества. В этом заключается наиболее общие основы социокультурной идентичности западного цивилизационного типа.[30]

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter