Печать
Просмотров: 969

В помещении Синодальной библиотеки Московского Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II 21 апреля 2016 г. состоялась VIII Международная научная конференция "Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы", посвященная 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон.

Организаторами конференции выступили: Международная славянская академия наук, образования, искусств и культуры, а также Европейский институт JUSTO.

На прошедшей конференции побывал и выступил автор данного материала. Кроме того, автор предлагаемого материала выражает отдельную благодарность лично ректору Тюменского государственного университета В.Н. Фалькову, который оказал содействие в вопросах участия в работе конференции.

Свое краткое повествование хотелось бы начать с видов библиотеки  имени Святейшего Патриарха Алексия II, в стенах которой и проходило данное мероприятие. В читальном зале была устроена замечательная выставка, посвященная 1000-летию русского монашества на Афоне:

Естественно, самый большой интерес у меня вызвали раритетные издания, представленные на инсталяции: 

Ниже привожу фотографии оформления небольшого холла перед входом в читальный зал: 

Здесь предствлены уникалные экспонаты, например, кандидатская диссертация Святейшего Патриарха Алексия II, которую он защитил в далеком 1953 году: 

Нужно сказать, что конференция получилась очень представительной. Здесь общие виды зала, находящегося на втором этаже библиотеки:

Привожу запись начала конференции: 

Конечно же читателю будет интересна программа прошедшего мероприятия:

ПРОГРАММА

Руководители конференции:

Бабурин С.Н., Заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., профессор, главный научный сотрудник ИСПИ РАН, профессор Кафедры теории и истории государства и права Московского института им. С.Ю. Витте, президент МСА, президент Ассоциации юридических вузов, академик МСА

Щипков А.В., к. ф. н., Первый заместитель Председателя Синодального Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Авакьян С.А., Заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., проф., заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова

ПРИВЕТСТВИЯ СОПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ КОНФЕРЕНЦИИ:

Щипкова А.В., к. ф. н., Первого заместителя Председателя Синодального Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Бабурина С.Н., Заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., проф., академика, Президента МСА
Авакьяна С.А., Заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., проф., заведующего кафедрой конституционного и муниципального права Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова

Выступающие:

1. Гуманизм как квазирелигия
Докладчик – Щипков А.В., к. ф. н., Первый заместитель Председателя Синодального Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

2. Гармонизация межрелигиозных отношений как фактор укрепления социального мира и согласия
Докладчик – протоиерей Лев Семенов, к.и.н., доцент, руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Комитета Ассамблеи народов России по взаимодействию с традиционными религиями

3. Тысячелетний идеал русской симфонии и новое тысячелетие
Докладчик – протоиерей Всеволод Чаплин, кандидат богословия, настоятель храма прп. Феодора Студита (Смоленской иконы Божией Матери) у Никитских ворот г. Москвы

4. Решение вопросов религиозных убеждений в Союзном Российско-Белорусском государстве
Докладчик – Антоненко А.П., к.ю.н., Международный университет «МИТСО» (Республика Беларусь)

5. Преображение современной России – через укрепление православных основ светского государства
Докладчик – Бабурин С.Н., д.ю.н., профессор, главный научный сотрудник ИСПИ РАН, профессор Кафедры теории и истории государства и права Московского института им. С.Ю. Витте, президент МСА, президент Ассоциации юридических вузов, академик МСА

6. Государственная политика в отношении многодетности российской семьи
Докладчик – Бабурина Т.Н., к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

7. Паломничество на Афон в начале ХХ века
Докладчик – Баконина С.Н., к.и.н., научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви, ПСТГУ

8. Функции института веротерпимости в механизме управления Российской империей (вторая половина ХIХ-начало ХХ вв.)
Докладчик – Бендин А. Ю., д.и.н., профессор Института теологии Белорусского национального университета, академик МСА

9. Православие и национальный вопрос
Докладчик – Бурлаков В.М., магистрант Российского Православного Университета имени Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, кафедра религиоведения

10. Свобода религии в светском государстве: практика зарубежных стран
Докладчик – Васильева Т.А., д.ю.н., доцент, Заместитель директора по научной работе, заведующая сектором сравнительного права ИГП РАН

11. Православие в Греции и новые европейские е ценности
Докладчик – Воронкова М.Л., к.ю.н., доцент кафедры Конституционного и международного права Поволжского института управления Имени П.А. Столыпина

12. Уголовное наказание как нравственная проблема общества
Докладчик – Голик Ю.В., д.ю.н., профессор, заведующий Кафедрой правовых средств борьбы с преступностью Европейского института JUSTO, академик МСА

13. Белорусский национализм и Православная Церковь
Докладчик – Гронский А.Д., к.и.н., Ученый секретарь Минской духовной академии, академик МСА

14. К вопросу о необходимости совершенствования деятельности местных Советов депутатов Республики Беларусь
Докладчик – Гулякевич А. В., магистр государственного управления, юрисконсульт ООО «Франдеса» (Республика Беларусь)

15. Тысячелетняя история русского православного паломничества на Святую Гору Афон
Докладчик – Житенёв С.Ю., к.к.н., Президент Международной общественной
туристской академии (МТА), член Совета ИППО

16. Проблемы международной безопасности в Восточной Европе
Докладчик – Забейворота А.И., д.ю.н., профессор, г. Витебск (Республика Беларусь)

17. Об участии научного сообщества в работе по причислению к лику святых адмирала Ф.Ф. Ушакова
Докладчик – Залужный А.Г., д.ю.н., профессор кафедры национальной безопасности РАНХиГС

18. Построение еврозийской интеграционной модели на базе ЕС и ЕврАзЭС
Докладчик – Иксанов И.С., к.ю.н., доцент кафедры «Конституционное и муниципальное право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

19. Блуждающий Град и формы его отражения
Докладчик – Исаев И.А., Заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., проф., заведующий кафедрой истории государства и права МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

20. Православие в Абхазии: канонические пути разрешения проблемы
Докладчик – Кация Р.Н., к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории России и зарубежных стран Абхазского государственного университета

21. Московская Русь и Ферраро-Флорентийская уния 1439 г.
Докладчик – Князький И.О, д.и.н., профессор, кафедра Гуманитарных дисциплин ИМЭИ МЭИ

22. Социальное государство и социальная концепция Русской Православной Церкви
Докладчик – Комарова В.В., д.ю.н., профессор, и.о. зав. кафедрой конституционного и муниципального права ФГБОУ ВПО Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

23. Проблема изображения терроризма в современной российской литературе
Докладчик – Косорукова М.И., к.и.н., доцент кафедры истории РЭУ им. Г.В. Плеханова

24. Христианская парадигма современного государства
Докладчик – Краснов М.А., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конституционного и административного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

25. Роль Православия в сербском обществе
Докладчик – Крышлянин Владимир, Председатель движения «За Сербию», научный сотрудник РИСИ (Республика Сербия)

26. Нравственное содержание норм о конституционно-правовой ответственности
Докладчик – Логвинова И.В., к.ю.н., доцент кафедры правового обеспечения
управленческой деятельности МГИМО (У) МИД России

27. Этнокультурные традиции в праве
Докладчик – Мамитова Н.В., д.ю.н., профессор, кафедра государствоведения института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

28. О разведслужбе Святого Престола (SODALITIUM PIANUM)
Докладчик – Зоран Милошевич, доктор социологии, профессор социологии Института политических исследований, Белград

29. Свобода совести и вероисповедания против свободы слова и самовыражения: в поисках разрешения конфликта в России и Европе
Докладчик – Маркова Е.Н., научный сотрудник кафедры конституционного и муниципального права, начальник магистратуры Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель Главного редактора журнала «Конституционное и муниципальное право», ответственный секретарь Межрегиональной Ассоциации конституционалистов

30. Святая Гора Афон: особый субъект международного права?
Докладчик – Осавелюк А.М., д.ю.н., профессор, академик МСА, кафедра конституционного, и муниципального права ФГБОУ ВПО Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

31. Проблема «русского мира»
Докладчик – Петренко Д.С., к.ю.н., доцент кафедры национальной безопасности РАНХиГС

32. Некоторые аспекты правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации на современном этапе
Докладчик – Петюкова О.Н., д.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой по научной работе кафедры «Гражданский и арбитражный процесс» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

33. Историософская проблематика в русской политико-правовой мысли: вопросы методологии
Докладчик – Поздняков В.П., к.ю.н. член Российской ассоциации международного права

34. Проблемы реализации прав и свобод в светском государстве
Докладчик – Сабаева С.В., к.ю.н., ст. преподаватель кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука Российской академии правосудия

35. Основные тенденции прав человека и отношения государства с Церковью
Докладчик – Садовникова Г.Д., д.ю.н., профессор, зам. зав. кафедрой конституционного, и муниципального права ФГБОУ ВПО Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

36. Общественная мысль дореволюционной России о религиозной свободе и перспективах ее реализации
Докладчик – Сафонов А.А., д.ю.н., профессор, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

37. Проблемы свободы вероисповедания в светском госуждарстве
Докладчик – Сергеев М.С., писатель

38. Конституционно-правовой статус религиозных меньшинств в Российской Федерации
Докладчик – Симонова В.В., аспирант кафедры Конституционного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

39. Задачи органов государственной безопасности СССР по разложению Русской Православной Церкви в 1920-е годы
Докладчик – Смыкалин А.С., д.ю.н, профессор, академик военно-исторических наук, заведующий кафедрой истории государства и права
Уральской государственной юридической академии

40. "Транзит власти" в современной (постсоветской) России: опыт и уроки первого 25-летия
Докладчик – Станкевич З.А., д.ю.н, профессор, проректор по научной работе Европейского института JUSTO

41. Дискретность и преемственность духовного мира Византии и России
Докладчик – Стрижов Ю.В., координатор проектов Центра образовательных проектов ГАМАЮН

42. Образование в русском зарубежье
Докладчик – Стародубцев Г.С., д.ю.н., профессор, профессор кафедры международного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; (РАНХиГС)

44. Правовые проблемы государственно-религиозных отношений в современной России
Докладчик – Тарасевич И.А., д.ю.н., доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права Тюменского государственного университета

45. Снос памятников советским солдатам – это стирание польской национальной памяти
Докладчик – Тейковский Болеслав, председатель Национального совета Польского Славянского комитета

46. Христианская идея гуманизма в конституциях и современные проблемы ее воплощения
Докладчик – Умнова И.А., д.ю.н., профессор, зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского Государственного университета правосудия

47. Проблемы суверенитета в условиях глобализации
Докладчик – Чепус А.В., к.ю.н., доцент кафедры национальной безопасности РАНХиГС

48. Государственная политика России в сфере культуры: цели и миссия
Докладчик – Черняховский С.Ф., д.полит.н., профессор, академик АПН

49. Церковь и нациестроительство: православное движение в Подкарпатской Руси и политика Чехословакии в 1920-х гг.
Докладчик – Шевченко К.В., д.и.н., заведующий Центром евразийских исследований филиала РГСУ в Минске, академик МСА

50. Нравственность и справедливость как принципы правоприменения
Докладчик – Либанова С.О., д.ю.н., доцент, профессор кафедры конституционного права УрГЮУ


Во время небольшого перерыва удалось пообщаться с одни из известнейших людей нашего времени протоиререем Всеволодом Чаплиным. Нужно сказать, что перерывы для чаепития на подобного рода мероприятиях абсолютно необходимы. Именно во время них удается познакомится с учасниками и пообщаться с ними на свободные темы почти в неформальной обстановке.

В частности, за веремя недолгого общение с прот. Всеволодом удалось узнать многое из того, что нигде и никогда не прочитать, начиная особеностями взаимоотношений прот. Всеволода с некоторыми ключивыми в РПЦ (МП) фигурами и заканчивая сутью противоборствующих группировок в высших эшелонах власти России и их расстоновкой. Удалось даже поговорить о работах иерея Павла Адельгейма. Нужно сказать, что прот. Всеволод стоит у истоков данной конференции, которую без его участия, пожалуй, сложно и представить. 

Ниже привожу его выступление:

Сразу хочу попросить прощения за качество видеозаписей. Снимал на "мылницу", более приличного, к сожалению, ничего не имею. 

Особенно хочу отметить участие в работе конференции профессора Белградского университета д.соц.н. проф. Зорана Милошевича. С этим исследователем удалось достаточно пообщаться. Он рассказал о своих исследованиях, в круг которых входит и деятельность Католической церкви в глобальных масштабах, и духовные основы жизни мировой элиты и многие друие воросы. Признаюсь, что многое для меня явилось настоящим откровением и произвело большое впечатление.

Привожу выступление проф. Зорана:

Также очень содержательным и злободневым было выступление руководителя Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседателя Комитета Ассамблеи народов России по взаимодействию с традиционными религиями к.и.н., доцента, прот. Льва Семенова.

 Конечно же я привожу выступление отца Льва:

На конференции прозвучали и другие не менее интересные доклады. К сожалению, не все я смог записать, например, доклад д.ю.н., проф. Сурена Адибековича Авакьяна, но надеюсь его выступление войдет в сборник, который обязательно выйдет в ближайшее время.

Вот еще несколько выступлений Щипкова А.В., Гронского А.Д., Кации Р.Н.:

На этой фотографии участники конференции, но уже после перерыва, когда немалая часть из них по разным причина уже вынуждена была покинуть мероприятие:

Далее мне удалось посетить заседание Союза журналистов Москвы, где Сергней Николаевич также был в центре внимания. Сложно даже представить какой плотный график у этого человека. Достаточно сказать, что ночь на кануне конференции он провел в самолете, а днем несколько мероприятий.

Говорили, в основном, о проблемах Новороссии и о русском мире. 

Встреча проходила в Доме журналистов. Ниже несколько фотографий, иллюстрирующих интерьер:

Конечно же проф. Зоран немного устал в этот день, но, уверен, что усталость приятная, так как потрудились на славу:

Кстати, публикую текст своего выступления на конференции:

 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Религиозная мотивация в жизни человека, сравнительно с другими видами мотивации, является самой сильной. И действительно, в окружающей действительности, часто, можно смириться со многими вещами, даже с тяжелой болезнью. Но несравненно труднее, а чаще, просто невозможно смириться с перспективой вечной гибели. И ради достижения высшей цели за пределами земного бытия отдельный человек способен на подвиги, часто, превышающие любые телесные ограничения. По-настоящему верующих в обществе может быть сравнительно небольшой процент, но именно они формируют вектор движения целых народов и цивилизаций.

Поэтому религия не может не использоваться заинтересованными силами как один из основных инструментов формирования жизни общества в глобальных масштабах, хотя бы потому, что ведущие субъекты формирования облика современного мира отнюдь не индифферентны по отношению к религии. Здесь мы подходим к проблемам обеспечения религиозной безопасности общества, в частности, России.

Религиозная безопасность – это состояние защищенности общества от угроз, рождающихся в религиозной сфере. Религиозная безопасность имеет связь со всеми без исключения видами национальной безопасности.
Но связь религиозной безопасности с некоторыми институтами безопасности, входящими в структуру национальной безопасности Российской Федерации, проявляется особенно рельефно.

Так, невозможно добиться военной безопасности при проникновении в Вооруженные силы последователей религиозных объединений, использующихся иностранными спецслужбами в разведывательных целях. Личность никогда не будет в безопасности, если в данном обществе открыто действуют сатанистские объединения. Или нельзя говорить об информационной безопасности, если в обществе действуют религиозные объединения, утверждающие, что телевизор и компьютер являются орудием дьявола. Подобных примеров можно привести достаточно много.

Так, сегодня одной из основных угроз национальной безопасности России является коррупция, борьба с коррупцией путем ужесточения контроля и усиления юридической ответственности не дает желаемых результатов. С коррупцией может справиться только каждый конкретный человек внутри себя. Следовательно, на государственном уровне нужно культивировать мировоззрение, которое осуждает коррупцию в любых ее проявлениях. Так, если чиновник будет осознавать, что коррупция – это нарушение нравственного императива, источником которого является Высшее бытие, то он никогда не пойдет на такое правонарушение. Носителями мировоззрения, осуждающего коррупцию, безусловно, являются традиционные для России религии.

Думается, что сегодня религиозная безопасность, а, следовательно, проблемы государственно-религиозных отношений в России выступают на первое место.

Глобализационные процессы в современном Мире прямо, или косвенно направлены против России и без союзников в лице дружественных стран сегодня не выжить. И здесь Россия должна направить все усилия на консолидацию с государствами, имеющими сопоставимое понимание проблем и методов обеспечения религиозной безопасности общества.

Таким образом, мы вплотную подходим к конституционно-правовым проблемам, без которых невозможно обеспечение религиозной, а значит и национальной безопасности России.
На сегодняшний день можно констатировать факт некоторого несоответствия Конституции России такому конституционному принципу, как реальность, когда нормы Основного закона не вполне отвечают насущным потребностям данного общества.

Одним из источников Конституции является конституционная доктрина, которую, в частности, можно определить как систему взглядов ученых, политиков, общественных деятелей, представителей государственных органов и всего народа. Это система взглядов людей на то, какой должна быть Конституция. Чего же требует сегодняшняя конституционная доктрина? Конституционная доктрина требует отразить в Основном законе особую роль, которую играет православие в жизни российского общества. Подавляющее большинство населения России однозначно идентифицируют себя с православием. Такая норма Конституции России, однозначно, соответствовала бы их интересам.

При этом здесь не было бы никакого противоречия 13 ст. Конституции, ч. 2 которой прямо запрещает государственную или обязательную религию. В данном случае речь идет о признании свершившегося факта, каким является наличие в данном обществе доминирующей религиозной традиции. Упоминание в Конституции особой роли православия будет не более идеологично, чем провозглашение России социальным государством в ст. 7 Основного закона.

Одной из сущностных сторон Конституции является то, что отдельные его нормы, формулировки и даже стиль написания оказывают огромное влияние на мотивацию законодателя и вносят существенные коррективы в поведение правоприменителя. Таким образом, само упоминание о православии в Конституции России способно коренным образом поменять узор правового холста, ткущегося усилиями всего общества, а значит, имеет большой смысл.

Следующим шагом должно стать придание статуса традиционности некоторым конфессиям в России с соответствующим расширением их правосубъектности. Безусловным приоритетом здесь обладает Русская православная церковь (Московский патриархат), как конфессия большинства. В России необходима реализация кооперационной модели государственно-религиозных отношений, которая предоставляет традиционным для России религиозным объединениям дополнительные возможности по осуществлению своей деятельности во многих сферах жизни общества. Это обеспечивалось бы за счет установления налоговых льгот, предоставления возможности проводить религиозное образование в государственных учреждениях, осуществлять проповедь в армии, за счет участия традиционных религий в сфере социального обслуживания населения. Такое многоплановое сотрудничество государства и традиционных религий могло бы свести к минимуму угрозу потери религиозных традиций народа России.

Поддержка со стороны государства образовательных программ традиционных религиозных объединений способна нивелировать эндогенные угрозы личности в религиозной сфере, что позволит разрабатывать и реализовывать программы ликвидации безграмотности населения в вопросах духовной жизни в масштабах всего государства.

Что касается угроз со стороны религиозных и псевдорелигиозных религиозных объединений деструктивной направленности, то нужно сказать, что в условиях кооперационной модели государственно-религиозных отношений деятельность таких объединений, опасная как для государства в целом, так и для отдельной личности, отодвигалась бы на второй план. При реализации данной модели, религиозные объединения, представляющие для общества опасность, не имели бы столь широких возможностей воздействовать на социум, как традиционные религиозные объединения.

Касательно противодействия такой угрозе религиозной безопасности общества, как религиозный экстремизм, нужно отметить, что в условиях реализации кооперационной модели государственно-религиозных отношений государство может получить надежного союзника в лице традиционных религий.
С приданием православию особого статуса был бы во многом решен «русский вопрос», так как русский человек не может называться таковым вне контекста православия. Таким образом, с постановкой конституционными нормами России православия на особое место, подчеркивается и особое положение русского народа, как создателя величайшей в истории человечества Империи.

Когда я говорю о русских, то я отнюдь не ограничиваюсь неким физиологизмом. Понятие «русский» гораздо шире. Достаточно сказать, что для Запада все жители бывшей Российской, а потом и Советской империй являются русскими независимо от цвета их кожи и других особенностей.

В Конституции России должна быть подчеркнута социальная направленность государства, только в такой правовой парадигме государства может полностью реализоваться русский народ, который никогда не будет счастлив, пока в мире существует несправедливость.

Борьба с социальным расслоением общества должна быть возведена в конституционный принцип. Соответственно, ст. 2 Конституции России должна быть расширена и давать понимание того, что свобода человека не может быть абсолютной, она должна быть ограничена ответственностью.

Конституционная доктрина России требует четкой артикуляции в Основном законе принципа программности, который и должен найти свое правовое воплощение через русскую идею. Русская же идея заключается в борьбе за справедливость в окружающем мире, в борьбе за счастье всех народов Земли, построение которого не мыслимо без реализации евангельских принципов в окружающей действительности. Смысл русской идеи заключается, как бы громко это не звучало, в противостоянии мировому злу, сущность которого во всей полноте невозможно понять вне христианской традиции. Русская идея имеет и свои символы и это не только Храм Христи Спасителя в Москве и Куликово поле, но храм Святой Софии в Константинополе и Косово поле, и Святая Гора Афон, а сейчас уже в большой степени Крым и Донбасс.

Нормы Конституции Росси должны дать русскому народу возможность стать самим собой, вновь стать тем народом, к которому стремятся все народы, как к народу-воплощению справедливости и силы духа. Именно тогда Россия сможет стать настоящим центром славянского мира, который является искусственно разделенным и планомерно уничтожаемым. И действительно, о каком лидерстве в славянском мире можно говорить, если Основной закон государства своими нормами не позволяет до конца исполнить это историческое предназначение.

Конституционная доктрина сегодня требует от законодателя закрепить нормами Основного закона твердые основания для защиты христианства как такового и православия, в частности, во всем мире. То, что сейчас происходит в Мире нельзя охарактеризовать иначе, как геноцид христианского населения, мировоззрение которого не вписывается в рамки нового мирового порядка, реализуемого представителями всепланетарной олигархии.

Одним из принципов самого существования России должна стать борьба с международными группами, стремящимися переустроить Мир в соответствии с принципами, несовместимыми с христианскими.
Таким образом, конституционная реформа в России на сегодняшний день является необходимым условием выживания государства и должна проводиться в контексте решения проблем государственно-религиозных отношений. От этого зависит выживание России, а если смотреть шире, то и всего Мира.

Очень символично, что VIII Международная научная конференция "Государство, церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы" посвящена 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон. Святая Гора – это одно из мест, где каждый может встретить православие во всем его великолепии, но которое, возможно, не стало бы таким без подвига наших соотечественников. Без духовного опыта Святой Горы Афон построить Новую Россию будет чрезвычайно сложно.

В данном докладе сделаны только наброски первостепенных проблем, стоящих перед Россией и пути их преодоления. Тема эта чрезвычайно обширна и не может быть раскрыта в рамках одного выступления, ограниченного временным регламентом.

В заключении хочется выразить надежду, что сегодня не будет допущена ошибка, которая часто встречается на подобных мероприятиях: аудитория для всего сказанного сегодня не будет ограниченна определенным кругом единомышленников, а напротив, результаты работы конференции будут транслироваться самым широким слоям общества. В связи с этим, обращаясь к людям, которые может быть не согласны с нами в оценках роли Русской православной церкви для России, хочется сказать, что мы прекрасно знаем проблемы Православной церкви и ее болезни, но также знаем, что ее потенциал и реально проводимая в обществе работа неизмеримо превосходит любое зло, которое, по мысли митрополита Филарета Дроздова, иногда происходит от удаления от добра и, следовательно, благодати Божией, и которое Промысел Божий неизменно претворяет к добрым последствиям.


В конце дня уже незадолго до моего самолета было небольшое чаепитие: 

 

Кстати, я тогда насилу улетел из Москвы, так как перепутал аэропорты, но все обошлось. Ну, вот, друзья, теперь Вы как-будто сами совместно со мною побывали на этой замечательной конференции и не только на ней. Желаю все нам удачи!

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter