Фобсудить на форумеилософию природы можно рассматривать как отличительную точку зрения на материю, пространство и время, чувственную реальность. Исторически, наука и философия природы были настолько тесно связаны одна с другой так долго, что рождение современной науки приобрело некоторые черты разрыва длительного брака.

    C развитием науки аристотелевская картина мироздания стала рушиться. Открытия Коперника и Галилея показали, что космологическая система Аристотеля оказалась неверной. Его теория зависимости скорости падения тел от веса была опровергнута экспериментами. Поскольку физика Аристотеля была связана с философией природы, ученые отвергли и ту, и другую. Они стали полагать, что все процессы в мире могут быть выражены исключительно в математических формулах. Их аргументы казались настолько сильными, а открытия, которые они сделали настолько убедительными, что философы стали полагать, что свойства вещей, изучаемые в философии природы, не позволяют нам получить какое-либо ценное знание материальной реальности. Объективным является лишь то, что может быть проверено и измерено. То, что не может удовлетворять этому критерию, должно быть отнесено к области субъективного. Вопрос «как» был заменен вопросом «что» или «почему».

    Современная наука имела мало терпимости к философской традиции, которая держала ее скованной по обеим рукам фрагментами греческой науки. Порывая связь с наукой прошлого, ученые в то же самое время порвали связь с философией, с которой наука была связана. Ученые не нуждались в философии природы для создания науки. Наука стала единственным истинным способом познания вещей, а философия природы была дискредитирована. Философия природы была изъята из области научного исследования. Это отразилось на метафизических основаниях науки, и принципах, которые она вывела из рассмотрения природы.

    Однако стремительное развитие теоретической физики в XX веке, и особенно таких областей как квантовая механика, стремление к осмыслению данных науки, осознание ограниченности научного познания мира привело к возрождению интереса к философии природы. Норберт Люйтен замечает: «Философия природы нацелена на достижение понимания вещей, в то время как наука обеспечивает лишь функциональное понимание. Если отвергнуть спонтанный опыт вещей как отправную точку философской рефлексии, то следует подвергнуть сомнению все существующее знание, что приведет нас к скептицизму. Философия природы стремится достигнуть разумного понимания вещей, знания, которое отличается от функционального понимания, которое дают науки» [1].

    В последние годы некоторые ученые стали утверждать возникновение новой парадигмы, нового способа мышления, который утверждает, что мир не является самодостаточным или самообъяснимым: существует некоторая тайна позади квантового мира частиц. Наука не способна дать абсолютное объяснение реальности. Двадцатый век открыл ограниченность научного метода. В свое время Э. Шредингер утверждал, что частицы являются только образами, но мы вполне можем обойтись и без них [2]. Согласно Карлу Попперу, научные теории являются человеческим изобретением. Они подобны сети, посредством которой мы пытаемся поймать мир, они не похожи на фотографии. Более того, они должны все время корректироваться. Неудивительно, что некоторые ученые утверждают, что вне пределов расширяющейся вселенной и развивающейся жизни существует источник бытия и энергии, следы которого мы можем смутно различить. Этот взгляд возник в результате осознания ограничений, налагаемых на наше знание неустранимой неопределенностью квантовой физики, предельной недоступностью материальной реальности, а также наблюдений определенных феноменов, не укладывающихся в рамки стандартных концепций.

    Уже в начале XX века два выдающихся философа, Бергсон и Гуссерль, указали на относительное значение научного знания природы. Открытие энергии кванта, формулировка специальной и общей теорий относительности и рождение квантовой физики стали причиной падения классической теории пространства, детерминизма. Некоторые ученые даже начали говорить об атомах и частицах как символических представлениях, которые не являются вещами. Сейчас уже стало почти всеобщим убеждением философов науки, что научные теории представляют каждый раз гипотетические модели объяснения явлений. «Они дают образ мира с помощью определенных утверждений, которые не основаны только на наблюдаемых фактах, но являются также продуктом воображения»[3]. Дэвид Бом ввел концепцию целостности для рассмотрения нелокального аспекта элементарной материи. «В этой холистической интерпретации электроны рассматриваются не как отдельные независимые частицы, но как аспекты глобальной ситуации; они являются обнаружением информации, приходящей к ним от целого» [4]. Согласно другим научным концепциям, фундаментальная реальность материальных вещей состоит не из частиц, но из струн, в которых материальные субстанции заменяются функциями. Однако, как отмечает Доддс, «различные объяснения охватывают каждый раз лишь один аспект материи, но всеохватная теория никогда не будет достигнута» [5].

    До середины XX в. считалось, что протоны, нейтроны и электроны неделимы и являются основными строительными блоками материи. Однако, в результате экспериментов на ускорителях высоких энергий в 1950-1960 гг. были открыты многие другие виды частиц, также имеющих массу, заряд и спин. Дальнейшие исследования побудили ученых предположить существовании кварков, ещё более мелких частиц, составляющих элементарные частицы. Однако свойство их таково, что они не могут существовать свободно [6]. К примеру, сам протон состоит из 3-х кварков, но чтобы отделить их друг от друга, необходимо большое количество энергии, а в результате появляются новые кварки и новые протоны, другие частицы. Как замечает Йен Барбур, «кварки – это частицы, которые, по-видимому, могут существовать только в рамках целого» [7]. Если рассматривать атом гелия, то классическая физика видела в нём раздельные компоненты: ядро, состоящее из 2-х протонов и 2-х нейтронов, вокруг которого вращаются электроны. Однако квантовая теория рассматривает атом гелия как целое, в котором нет различимых частей. Волновая функция атома не является суммой волновых функций элементарных частиц, входящих в него. Принцип Паули, определяющий таблицу химических элементов, утверждает, что два электрона в атоме не могут находиться в одинаковом энергетическом состоянии. «Связанный электрон — это состояние системы, а не независимая единица» [8].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter